Путешествие по Тридевятому царству: Кощей Бессмертный
Home Жизнь в библиотеке Это интересно Путешествие по Тридевятому царству: Кощей Бессмертный

Путешествие по Тридевятому царству: Кощей Бессмертный

В рамках спецпроекта портала «Культура.РФ» рассказываем, как возник сказочный образ Кощея Бессмертного, почему ему непременно нужна жена и как это связано с обрядом женской инициации.

В сказках встречаются два варианта написания имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой - от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюркскими корнями «кош» - «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином, а в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем - господином, а позднее стал Кощеем - тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве - Царстве мёртвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней: «Схватил змей царевну и потащил её к себе в берлогу, а есть её не стал; красавица была, так за жену себе взял» - избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смертных, а смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унёс его в царство мёртвых для брака», - объясняет советский фольклорист Владимир Пропп.


Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живёт в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадёт красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи - повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться. Особую инициацию проходили и девушки, её отголоски также сохранили волшебные сказки.

«…Можно возразить, что царевна, похищенная «смертью» в лице дракона и т. д., всё же никогда не умирает. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один со зверем - против её воли, другой - с человеком, царевичем. <…> Здесь она получает брачное посвящение через Кощея, после чего переходит в руки человеческого жениха». (Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»).


До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает её сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кош Бессмертный».

Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить её удается лишь младшему - Ивану-царевичу. По пути он спасает ещё одну пленницу Кощея - царскую дочь, на которой впоследствии женится.

В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, - говорит он, - в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея - на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

«…Душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая «внешняя душа». Обладателем такой души является Кощей.

(Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»).


«Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной - яйцом - и подчеркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо». <…> Игла, булавка в народной культуре является предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей («дублером» которого в сказках выступает иногда Кощей) могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях».

(Наталья Кротова. «Как убить Кощея бессмертного?»)


В эпоху Киевской Руси появились былины - значительно позднее, чем зародились сказки. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба, а его смерть уже была связана не с магическим ритуалом, а с вполне прозаическим случаем:

«И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди,

А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб,

От сыра дуба стрелочка отскакивала,

Становилася Кощею во белы груди:

От своих рук Кощею и смерть пришла».

 

По материалам Екатерины Гудковой, филолога, автора портала «Культура.РФ».

 

Баннер





Гранты России

Яндекс.Метрика