Профессионалам
Home


Равнение на успех

    Император Римской империи Диоклетиан вошел в историю тем, что отказался от престола в пользу выращивания капусты.  Остаток жизни на пенсии император провел в роскошном дворце в Салоне (современный Сплит), всей душой увлекшись выведением новых видов капусты. Когда его пытались уговорить еще немного побыть императором, он, согласно легенде, решительно отказывался: «До царства ли мне теперь? Человеку не поспеть с огородом управиться, а вы лезете с пустяками». (Тэффи «Сатириконская история».)
     Такой пример на тему  успешной самореализации личности был приведен на дискуссии, которая состоялась в Красноярской  краевой специальной библиотеке-центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. В ней приняли участие старшеклассники Красноярской специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида для незрячих и слабовидящих детей и другие молодые читатели. Встреча была посвящена проблеме, которая является одной из самых важных в жизни каждого человека. Молодые люди искали ответы на вопросы: что такое самореализация? Почему именно самореализация так важна? И чем это объясняется?.
    На эту тему написаны сотни книг, тысячи статей и заметок, даны сотни определений и тысячи наставлений по ее достижению. Например, психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд считали самореализацию человека естественной потребностью. Одни признавали за человеком право осознанно искать пути самореализации, другие же назвали эту потребность бессознательной — биологической или инстинктивной
     В ходе полемики и обсуждений молодежь пришла к выводу, что самореализация – это поиск себя. Человек может иметь все и быть при этом полностью не удовлетворенным своей жизнью. И если человек вполне удовлетворен существующей ситуацией, и в своей жизни он не стремится достичь ничего большего, и при этом счастлив, вполне возможно, что он достаточно самореализован. У ребят спросили: а вы считаете себя самореализованными людьми? Большинство школьников согласны были с утверждением, что они еще только стали думать на эту тему и ищут направление для своей будущей деятельности. Кто-то говорил, что видит себя музыкантом, кто-то политиком, кто-то просто будет счастлив, реализовав себя в семье и любимом человеке.
       Принято считать, что существуют две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию – это зависящие от человека и не зависящие. К зависящим от человека относят ценностные ориентиры, волю гибкость мышления и др. Не зависящим от человека считают социальную ситуацию, уровень жизни, материальную обеспеченность, состояние экологии и др. С точки зрения ученых, решающим фактором в реализации самого себя являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества, как продукт образования и воспитания. Как вы думаете, может ли человек самореализоваться как  уникальная личность в полном отсутствии окружения? Или для этого  необходима обязательная встреча, взаимодействие с другими людьми? Обсуждая, пришли к выводу, что – да, человек нуждается в обществе, и его взаимодействие с другими людьми необходимо. Следующий вопрос – нужна ли для успешной самореализации какая-то материальная  база? – вызвал спорные мнения. Одни утверждали, что – да, обязательно, другие говорили, что  – нет. В итоге каждый остался при своем мнении. Действительно, самореализация – это реализация всего существующего потенциала, осуществление всех имеющихся желаний, своих знаний, умений, навыков, своего сегодняшнего представления о себе и своем жизненном пути.
     Говоря о самореализации, невозможно упустить такое понятие, как социальная самореализация, то есть достижение социальной успешности – такой и столько, сколько хочется лично человеку, а не сколько положено по объективным меркам социальной успешности. Если человек устремлен к социальной самореализации, он чаще в жизни доволен и счастлив.  Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем, важно, чтобы осуществление этой деятельности стимулировалось не только обществом, но и внутренней потребностью самой личности. Особенность потребности состоит в том, что, реализовав ее в единичном акте, личность никогда не может удовлетворить ее полностью. Как вы думаете, есть ли определенный «рецепт» самореализации, универсальный для всех? Молодые люди, отвечая на этот вопрос, пришли к выводу, что у каждого человека свой путь и свое предназначение в этом мире, и счастлив тот, кто находит свое место.  Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «я» и с окружающим миром.
    Вопрос – как вы думаете, имеет ли творческая деятельность отношение к самореализации личности  – вызвал однозначный ответ: да.  Действительно, наибольшие возможности для самореализации, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей, а главное — такой путь становится индивидуальным. Не стоит отрицать возможность творческой самореализации, даже если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству. Творчество — это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая. Если человек освоил творчество в полной мере – значит, он вышел на путь духовного развития.
     В заключительной части мероприятия перед молодежью с ограниченными физическими возможностями выступили красноярские музыканты–перкуссионисты: вокалист, руководитель студии «Вертикальный поток» Евгений Большаков, руководитель Ошо-центра Олег Богачев и продюсер, музыкант-любитель Владимир Алябьев. Многие ребята впервые услышали, как звучит шаманский бубен, африканский дум-дум, джэмбэ, латинские конги, бонги, тибетские поющие чаши, южноамериканские маракасы, арабско-африканские удо и другие необычные музыкальные инструменты. Ударные музыкальные инструменты — самые древние по своему происхождению. В наши дни ударные инструменты широко распространены: так, ни один ансамбль не обходится без них. Особенно ценно, что  они доступны незрячим и слабовидящим, а также, то, что  научиться играть на них можно в любом возрасте, любому человеку, у которого есть чувство ритма и огромное желание освоить их. После выступления незрячие и слабовидящие молодые люди буквально «облепили» музыкантов, каждый хотел потрогать все инструменты и попробовать поиграть на них. Выступление музыкантов стало наглядной иллюстрацией к дискуссии, продемонстрировало один из путей самореализации, доступный незрячим и слабовидящим. 

Автор: Елена Дорошко,
специалист по связям с общественностью  

Обновлено 09.08.2011 09:29
 


Страница 3 из 4

Баннер





Гранты России

Яндекс.Метрика