10 фактов из истории «Могучей кучки»
Home

10 фактов из истории «Могучей кучки»

«Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок - сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия. В России это название объединения закрепилось с лёгкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова, а в Европе его именовали просто - «Группой пяти». Предлагаем вашему вниманию «десятку» интересных фактов из истории «Могучей кучки».

1. Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева. Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушённой публики, но и самого известного музыкального критика того времени Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения.

2. Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. Ещё через год -  с выпускником военного училища Модестом Мусоргским, а затем - с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым. В то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным. Так сложился музыкальный кружок.


3. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Вместе единомышленники читали Белинского и Чернышевского, вместе выступали против академической рутины, искали новые формы под общей идеей народности как главного направления развития музыки.


4. «Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой, и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

5. Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития - исключительно силой искусства.


6. Народная песня как основа для классики.

Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника - «40 русских народных песен».

7. От песенного жанра к крупным формам.

Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».


8. Коллеги и друзья.

Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями Иваном Тургеневым и Алексеем Писемским, художником Ильей Репиным, скульптором Марком Антокольским.

9. Не только в народ, но и для народа.

Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции.

10. 70-е годы ХIХ века развели балакиревцев. «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»: в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей - русских композиторов ХХ века.

По материалам портала Культура.РФ

 

Баннер





Гранты России

Яндекс.Метрика